Чусок и культурные преображения

2041

Чусок — один из фундаментальных культурных праздников Южной Кореи. Это одновременно фестиваль, приуроченный к сбору урожая, время почитания прошлого страны путем поклонения предкам и культурное празднование. Осенний фестиваль — это своеобразное «окно» в историю нации, отражающее ее многогранность благодаря вековым традициям, сохранившимся несмотря на многие испытания, хоть и не полностью. С каждым новым поколением обряды и ритуалы теряются, и происходят культурные изменения. Учитывая растущую огромными темпами индустрию развлечений, накапливающую в себе общемировые тенденции, очевидно, что и Чусок претерпевает метаморфозы, дающие многовековой традиции шанс развиваться в современном мире.

Смотрите также: Шоу Running Man проведет прямую трансляцию в честь Чусока

Чусок обычно празднуется на 15 день восьмого месяца лунного календаря и длится неделю. Его неизменными составляющими являются социальная общность и следование идеалам не только настоящего времени, но и прошлого. Важность родственных связей ставится во главу угла в ритуале празднования, так как ожидается, что присутствие всей семьи завершит его успешно. Во время Чусока, как часть обряда Сонмё, семьи посещают могилы предков. Этой традицией в значительной степени выражено присущее корейской культуре конфуцианское прошлого, в особенности —  учение о сыновнем благочестии.

Фестиваль вобрал в себя индивидуальные и общественные гастрономические особенности. Корейцы предпочитают блюда из риса, приготовленные группой людей, например, такие как сонпён (лунный пирожок) или рисовый пирог в форме полумесяца, фаршированный красной фасолью, орехами, медом; все угощения очень питательны, они готовятся на пару над сосновыми иглами. Однако будущее сонпёна не столь радужно в связи с укоренением привычки корейцев заказывать в магазинах фабричные пироги, что само по себе исключает необходимость коллективно готовить.

Более того, традиционные танцы, вроде Гангансуле, уходящие корнями еще в эпоху Чосон, также подвергаются модернизации. Женщины, одетые в ханбоки, танцуют в круге, символизирующем полную луну. Этот танец получил статус нематериального наследия ЮНЕСКО, но, к сожалению, эта часть древней культуры, кажется, постепенно разрушается из-за современных веяний в обществе, нацеленных на комфорт личности, а не на участие в массовых действах.

Южная Корея ХХI века определенно далека от эпохи Чосон, но все еще чтит древние традиции, модернизируя и подстраивая их под современный уклад жизни. Чусок многосторонне освещается корейскими СМИ, включая телевидение, музыкальную и кинематографическую сферы. В честь праздника снимаются целые специальные саги, транслируемые по эпизодам в течении каникул для всей семьи, их высокие рейтинги демонстрируют интерес общества к фестивалю. Во время Чусока еженедельные музыкальные шоу заменяются вышеупомянутыми фильмами, призванными собрать всю семью у экранов новым, современным способом. Некоторые программы, транслируемые во время фестиваля, такие как «Молодожены» или ISAC, не содержат в себе какой-либо информации о традициях праздника. Чаще всего они никак не связаны с духом Чусока и не нацелены на его продвижение в массы.

В этом году, из-за забастовок сотрудников каналов MBC и KBS, традиционное праздничное вещание было немного подпорчено. Оба телевизионных профсоюза требовали снятия с должностей президентов каналов, что в целом отрицательно сказалось на съемках нескольких популярных шоу, включая Infinity Challenge. Спортивные соревнования между айдолами Idol Star Athletics Competition, обычно транслируемые во время фестиваля, были отложены на неопределенный срок. Пилотные эпизоды не были сняты в запланированный период празднования Чусока. Несмотря на напряженный график недели каникул в стране, профсоюз MBC не отменил свой демарш, чтобы не упустить уже достигнутые результаты противостояния. Это ощутимо ударит по индустрии, так как многие специальные мероприятия, приуроченные к празднику, просто были упущены. К большому сожалению аудитории, ситуация не меняется в лучшую сторону, а, что более вероятно, заходит в тупик.

Еще одним современным веянием в праздновании стала традиция айдолов и других артистов благодарить своих фанатов. Звезды публикуют специальные видео-обращения в честь Чусока. Развлекательные компании делают все возможное, чтобы продемонстрировать свою солидарность и участливость к духу празднования вместе с фанатами, привлекают к традиционным забавам айдолов-иностранцев, что часто выглядит немного смущающе, обесценивая смысл Чусока вынужденно наигранным почтением людей иной культуры. Это одна из отрицательных сторон происходящих в современном обществе традиционных изменений.

Современность — это простота в чистом виде. Этим объясняется то, почему корейцы более охотно будут смотреть национальный танец Гангансуле, сидя дома в комфорте, нежели выйдут на улицу, чтобы в нем поучаствовать. Пассивное наблюдение за праздником сквозь экраны более популярно, чем активное участие в нем, — это реалии, с которыми традициям Чусока необходимо считаться в современном мире развлечений. В настоящее время формат фестиваля уходит в сторону от своих древних корней; несмотря на то, что некоторые обряды и ритуалы живы по сей день, иерархия потребностей общества меняется. Телевидение продолжает увеличивать отчужденность не только в рамках семей, но и между человеком и культурой в целом.

Но не будем впадать в уныние и пессимизм, нужно отметить, что некоторые межкультурные изменения дают Чусоку новый виток для развития. Обществу постоянно всячески напоминают о праздничных традициях. Различные рекламные кампании призывают людей покупать подарки для своих родных и близких, собираться дома вместе перед экранами и смотреть шоу в кругу семьи. С одной стороны многие магазины, продавая готовые вкусности к Чусоку, создают опасность потери навыков самостоятельной готовки праздничных блюд среди населения, а с другой —  это позволяет семьям наслаждаться традиционной кухней, несмотря на напряженные графики. Различные шоу, хоть и не направлены на пропаганду духа Чусока, все равно сближают людей и дарят им те теплоту и комфорт, на которые рассчитан фестиваль.

В индустрии развлечений были созданы новые методы оформления фестиваля, которые позволили бы праздничным мероприятиям идти в ногу со временем. Силы и средства, вложенные в достижение нужного влияния на общество сквозь призму древних ритуалов, могут нести с собой множество трудностей, но окупаются в долгосрочной перспективе. Что это: угасающий элемент прошлого или современная попытка продлить жизнь традиции? В борьбе между консерватизмом и современностью Южная Корея избрала золотую середину и сумела сохранить самое главное — дух Чусока. Но правильно ли уступать тенденциям потребительства, если это помогает существовать древним традициям, или стоит вообще избегать этой фальсифицированной гармонии прошлого и настоящего?

gunyasha © YesAsia.ru

 

  • Эль(L)

    ..как пел Матроскин: «А я всё чаще замечаю, что меня как-будто кто-то подменил, о морях и не мечтаю — телевизЕр мне природу заменил..»..