«Контракт на 15 лет: когда попытались посоветоваться с юристом, нам отказали»
K-pop стал главным экспортным продуктом Южной Кореи. Однако за ярким фасадом скрываются глубокие тени. Айдолы, символ K-pop, попадают в индустрию в юном возрасте, пройдя через суровые годы тренировок. В процессе их трудовые и человеческие права часто остаются на втором плане. Что происходит с бесчисленными трейни, которым так и не удаётся дебютировать? Серия статей «K-pop: Айдолы в Стране чудес» ставит цель осветить проблемы, которые игнорировались на фоне стремительного роста индустрии, и предложить пути их решения. Мы верим, что только здоровая среда для создателей K-pop сделает его поклонников ещё счастливее.
Смотрите также: «У 80% стажеров аменорея. После 10 лет работы айдолом мое тело было разрушено», — откровения бывшего айдола
Айдолы: ранний дебют и потерянное детство
Большинство трейни — несовершеннолетние. Дебютирующие айдолы тоже, причём их возраст с каждым годом становится всё меньше. Ради мечты стать айдолом они вынуждены практически отказаться от образования. Проблема не только в поступлении в старшую школу или университет — они едва ли получают обязательное базовое образование. Многомесячные ночные тренировки оставляют родителям мало времени на воспитание. Именно поэтому в спорах между айдолами и их агентствами часто упоминаются родители — ведь для них айдолы остаются детьми.
Как выглядит индустрия K-pop глазами родителей? Мы побеседовали с Сон Ильраком, почётным профессором Чхонджуйского университета, отцом Сон Донуна, участника группы Highlight (ранее BEAST).
«15 лет рабства»: контракты, с которыми сталкиваются трейни
Сон Ильрак, бывший преподаватель факультета гостиничного менеджмента и профессор в своей области, делится воспоминаниями о том, как его сын оказался на пороге карьеры айдола. «Донуна всегда хвалили за его воспитанность и трудолюбие. Он был послушным и хорошо себя проявлял. Многие говорили, какой он красивый мальчик. Это впечатляло людей, которые видели в нём потенциал».
Когда его сын стал привлекать внимание, жизнь отца изменилась. «Мне нередко приносили контракты на подпись прямо на пороге. С одной стороны, это было признанием, но с другой — вызывало опасения. Даже без опыта в этой сфере я понимал, что юридическая сторона крайне важна».
Чтобы разобраться, Сон Ильрак начал изучать шоу-бизнес, обращаясь к своим связям и консультируясь с юристами. На тот момент стандартных контрактов для трейни не существовало. Сон Донун прошёл отбор в одну из крупнейших компаний.
«Нам выдали контракт на 30 страниц. Срок — 15 лет, начиная с дебюта. То есть, по завершении контракта, артисту могло быть уже за сорок. Условий, защищающих артиста или его семью, в документе не было. Это было то, что в народе называют ‘контрактом раба’«.
Когда Сон Ильрак попытался взять юриста для анализа документа, агентство отказало. «Даже распределение доходов оставалось неясным. В контракте не учитывались ни интересы артиста, ни его семьи».
Несмотря на престиж компании и перспективу, Сон Ильрак отказался от подписания контракта, посчитав предложенные условия неприемлемыми.
«Добрый Донун, который только спал в школе»
После разрыва первого контракта Донун присоединился к другому агентству, которое впоследствии стало одной из крупнейших компаний. «На тот момент это агентство только начинало свою деятельность. Из-за этого контракт был не слишком детализирован. В нём лишь говорилось, что Донуну предоставят возможность тренироваться, причём все расходы брала на себя компания. В контракте не упоминалось, что эти расходы будут вычтены после дебюта. Можно сказать, что с их стороны это было довольно ‘наивно’. Хотя позже они связались с нами, чтобы пересмотреть условия контракта (смеётся)».
Донуну было 14 лет, когда он стал трейни. Он тренировался 40 часов в неделю. Уроки вокала, танцев, личностного развития и иностранных языков — его расписание было забито до предела. Сон Ильрак описывает этот период как «тяжёлый физический труд». После занятий в школе Донун отправлялся в тренировочный зал, а домой возвращался так уставшим, что едва добирался до кровати.
«40 часов тренировок в неделю — это невероятная нагрузка. Только танцевальные тренировки включали более трёх различных стилей. Психологическое давление было огромным. Про учёбу можно было забыть».
Несмотря на обязательное школьное образование, полноценно учиться было невозможно. Уставший Донун часто засыпал прямо за партой. Это разрушило его отношения с одноклассниками. Любопытство и восхищение со стороны сверстников быстро сменились равнодушием. Донун остался без друзей, даже обедать ему было не с кем.
Сложности тренировок и тяжёлый выбор
Сон Ильрак каждый день забирал сына после тренировок. Наблюдать, как Донун спит после ночных тренировок, было для него одновременно и счастливым, и горьким моментом. «У него был настоящий талант. Я всегда учил его не сдаваться, что бы ни случилось. Но были моменты, которые разрывали мне сердце. Однажды, снимая его носки, я почувствовал запах железа. Его ноги были полностью покрыты кровью. Эта картина до сих пор перед глазами».
Несмотря на то что детей учили «личностному развитию», сотрудники агентства часто прибегали к жёстким методам воспитания. «Папа, я потерплю ещё сто раз. Нет, сто раз — это быстро. Я потерплю тысячу раз», — говорил Донун, когда сталкивался с трудностями.
Голодным идти на тренировки и возвращаться поздно ночью стало рутиной. Эти бесконечные дни длились два года. В какой-то момент Донун решил отказаться от своей мечты о дебюте.
«Он увидел тёмную сторону индустрии и был потрясён. ‘Папа, я больше не хочу быть айдолом’, — сказал он. Это была непосильная ноша для несовершеннолетнего. Его решение отказаться от карьеры трейни стало большим ударом для нашей семьи».
После окончания карьеры трейни
Донун оказался в сложной ситуации. Он уже ушёл далеко от привычного пути своих сверстников. «Мы понимали, что начинать учёбу заново и поступать в университет будет сложно. Он поставил всё на музыку, а теперь, отказавшись от неё, остался без чётких планов. Тем не менее он вернулся к учёбе, чтобы начать с чистого листа».
«Потеря имени BEAST«
Было ли это судьбой прирождённого айдола? Донун не смог вернуться к обычной жизни. В конце второго года старшей школы он снова подписал контракт с агентством. В 2009 году он дебютировал как участник группы BEAST. Преодолев множество трудностей, BEAST вскоре достигли вершины популярности. Каждая их пластинка становилась хитом. Такие песни, как «On Rainy Days», выпущенная в 2011 году, до сих пор появляются в чартах.
Однако спустя семь лет после дебюта, BEAST приняли решение покинуть своё агентство. «Были проблемы с уважением к артистам и распределением доходов. Часто приходилось сравнивать условия с другими агентствами», — вспоминает Сон Ильрак.
Отношение к артистам и проблемы с доходами
В агентстве не существовало практики прозрачного согласования расходов. Артисты не имели права голоса в том, куда и как тратились деньги. «Даже успешные айдолы, как мне кажется, заслуживают бонус за успех. Но когда контракт остаётся прежним, даже после достижения значительных высот, неудовлетворённость становится неизбежной».
Несмотря на завершение семилетнего эксклюзивного контракта, уйти из агентства оказалось непросто. Для продолжения совместной работы участникам пришлось объединить усилия и создать собственную компанию. Однако они больше не могли использовать название «BEAST«. Потеря имени, символизировавшего их идентичность, стала серьёзным ударом.
«На тот момент такие споры были редкостью. Логично предположить, что название группы принадлежит её участникам. Даже юридическая консультация показала, что у нас были шансы. Но подавать в суд мы не могли, так как процесс занял бы время, которое могло быть потрачено на деятельность. В итоге мы отказались от имени».
Потеря имени: последствия для группы и фанатов
Потеря названия в тот момент, когда корейская волна только начинала захватывать мировую сцену, стала серьёзным ударом. «Пришлось фактически заново дебютировать с новым именем. Домашние фанаты понимали ситуацию, но международный фандом практически исчез. Мы понесли значительные потери».
Сон Ильрак считает, что в таких случаях важна большая дальновидность. «Когда Битлз сменили лейбл, их название осталось за ними. Хотелось бы, чтобы в будущем агентства проявляли больше заботы и понимания ради будущего корейской волны».
Возвращение имени: триумф спустя 15 лет
С 10 по 12 мая 2024 года в KSPO DOME в Сеуле прошёл концерт Highlight под названием HIGHLIGHT LIVE 2024. За месяц до этого, 2 апреля, Highlight наконец вернули себе имя BEAST, достигнув соглашения с бывшим агентством спустя 15 лет после дебюта. Это стало не только символическим шагом для участников, но и важным моментом для их фанатов, которые долго ждали справедливости.
«Для родителей они не айдолы, а просто дети»
Сон Ильрак решил передать свои слова, которые он не успел сказать сыну, в форме книги. «В начале было трудно, но успех превзошёл все ожидания. Однако со временем увидеть сына стало практически невозможно. Из-за плотного графика он жил в общежитии, а его распорядок дня полностью перевернулся. Мы почти не общались. Я стал писать ему сообщения на Cyworld».
Эти записи быстро привлекли внимание, и Сон Ильрак опубликовал книгу под названием «Поддержите молодёжь, одержимую мечтой». В её основе лежало отчаяние родителя, которому было трудно связаться с собственным сыном.
«Сын! Папа гордится тобой, что ты прошёл через все трудности и стал певцом, о чём всегда мечтал. Спасибо тебе, я люблю тебя. Делай всё, чтобы стать первым. Но даже если ты не станешь первым, это не так важно. Главное — насколько ты искренен, насколько ты усерден, насколько ты благодарен и умеешь любить».
«Если ты выбрал быть айдолом, знай, это нелёгкий путь. Придётся с невероятной самоотдачей следить за своими словами, поведением, имиджем. Ты должен уметь грамотно управлять своей личной жизнью». (Из книги «Поддержите молодёжь, одержимую мечтой»)
Сложности жизни айдола: взгляд отца
Жизнь айдола может выглядеть яркой, но на деле она очень одинока. «Каждый раз, читая новости о несчастьях в жизни айдолов, я чувствую, как сердце уходит в пятки. Их жизнь полна пустоты. Им нужна тёплая поддержка. Но за кулисами этой блестящей индустрии скрывается множество сложных проблем», — делится Сон Ильрак.
Он, как никто другой, был свидетелем трудностей и достижений своего сына. И, наблюдая за индустрией, считает, что изменения на политическом уровне необходимы. «Многие трейни и дебютировавшие айдолы официально не существуют с точки зрения политики. Школы смотрят на пропуски сквозь пальцы, чтобы они могли тренироваться. То же самое с военной службой. Мы не просим освобождения от службы. Но когда время призыва пересекается с активной карьерой, приходится искать обходные пути, например, поступать в университет, чтобы отложить призыв. Пока что ‘карьера айдола’ не является достаточным основанием для отсрочки».
Проблемы контрактов и прозрачности
Сон Ильрак подчеркнул важность не только условий контрактов, но и прозрачности финансов. «Дело не в проценте распределения доходов. Если сами доходы и расходы остаются непрозрачными, эти проценты ничего не значат. Нужно, чтобы соответствующие органы обеспечили контроль. Должна быть система, где контракты заключаются на равных условиях. Если мы хотим, чтобы корейская волна развивалась устойчиво, необходимо задуматься об этом».
Он с сожалением заключает: «Сейчас правительство игнорирует эти проблемы. Как отец айдола, я испытываю сильное разочарование».
Алекса © YesAsia.ru