Возможно ли, что в будущем за хореографию популярной песни How You Like That группы BLACKPINK, которая собрала более 1,3 миллиарда просмотров на YouTube и стала основой для танцевальных челленджей, начнут взимать роялти?
В условиях продолжающегося глобального ажиотажа вокруг K-pop, исследование Корейского авторского права показало, что необходимы меры по усилению защиты авторских прав на «K-хореографию», которая внесла значительный вклад в успех жанра.
Хореография как объект авторского права
Согласно статье 4 Закона об авторских правах Южной Кореи, хореография классифицируется как драматическое произведение и подлежит защите. Однако на практике права создателей зачастую не признаются.
Ситуация за рубежом также далека от идеала. Например, американская компания Epic Games столкнулась с обвинениями в незаконном использовании танцев в игре Fortnite.
Американский хореограф Кайл Ханагами в 2017 году опубликовал пятиминутное танцевальное видео на YouTube. В 2020 году Epic Games добавила в Fortnite эмоцию (функцию для выражения эмоций персонажем), подозрительно похожую на его хореографию. Это вызвало судебный спор, который в первой инстанции завершился решением, что танец не защищается авторским правом. Однако во второй инстанции суд признал наличие существенного сходства и обязал выплатить компенсацию.
Проблемы признания прав хореографов
В Южной Корее схожие прецеденты возникают редко. Например, в 2011 году хореограф группы Secret подал иск против танцевальной студии, использовавшей его хореографию для обучения учеников и публикации видео в интернете. Суд частично признал иск.
Несмотря на редкие успехи, большинство случаев остаются вне правового поля. По данным исследования, проведённого Корейской ассоциацией авторских прав на хореографию среди 92 хореографов в июле прошлого года, лишь 2,2% участников регистрировали свои работы как объекты авторского права.
Перспективы защиты
В начале прошлого года была основана Ассоциация авторских прав на хореографию, а Корейский комитет по авторскому праву опубликовал исследование по защите хореографий. Тем не менее индустрия находится в зачаточной стадии.
Представитель Корейского комитета по авторскому праву отметил: «Хореография пока недостаточно развита как индустрия. Исследования и правоприменение в этой области требуют значительных усилий как в стране, так и за её пределами».
По мнению автора Yonhap News, Необходимы активные действия для укрепления прав хореографов и повышения осведомлённости о важности авторского права на хореографию.
В статье под роялти понимается использование хореографий в коммерческих целях, поэтому фанатские каверы, не связанные с коммерческой деятельностью, под это определение не попадают.
Алекса © YesAsia.ru