
«Сегодня объявлено предупреждение о тумане, продолжающееся со вчерашнего дня», — четко и бодро произносит Пак Ён Джин, главная антагонистка сериала Netflix «Слава» (2022-2023).
Пак, которую играет Лим Джи Ён, — высокая ведущая прогноза погоды, одетая в облегающую одежду и туфли на высоком каблуке. Ее образ отражает распространенный в Корее образ ведущих прогноза погоды, который часто ассоциируется с практически звёздным статусом.
Смотрите также: Число иностранцев в Южной Корее превысило 5% населения — Министерство юстиции
Однако за гламурностью работы скрывается темная сторона, которая стала предметом пристального внимания после трагической смерти ведущей прогноза погоды MBC О Ё Анны в сентябре прошлого года.
Позже стало известно, что О Ё Анна покончила с собой, пережив издевательства на работе, что привлекло внимание к суровым реалиям, с которыми сталкиваются многие ведущие прогнозов погоды.
«Чтобы стать ведущим прогноза погоды, недостаточно преуспеть только в одной области. Все должно соответствовать — от имиджа, который хотят видеть работодатели, до биографии кандидата и того, как хорошо он преподносит прогноз», — говорит в интервью газете Korea JoongAng Daily 30-летняя бывшая внештатная телеведущая и репортер радиопередач, которая когда-то мечтала стать ведущей прогноза погоды.
Несмотря на высокие стандарты, предъявляемые к ведущим прогноза погоды, сама работа может быть непостоянной, что является для многих обоюдоострым мечом. Хотя получение такой должности на телеканале может дать больше возможностей для работы в СМИ, ее внештатный характер означает отсутствие защиты, как это было в случае с покойной О Ё Анной, которая, вероятно, не могла получить такую же поддержку, как ее коллеги, работающие на полную ставку.
Однако конкуренция за такие должности остается жесткой.
Сотни, а иногда и тысячи кандидатов могут бороться за одно место. В связи с этим возникает вопрос: Что делает роль ведущего прогноза погоды такой привлекательной, особенно для женщин в Корее?
С какого момента женщины стали доминировать в корейских новостях о погоде?
Доминирование женщин-синоптиков в Корее началось в 1991 году, когда Ли Ик Сон, бывший телерепортер, стала первой в стране женщиной-синоптиком. Она проработала на канале KBS до 2006 года.
До появления Ли в этой сфере строго преобладали мужчины. Уже в 1965 году, когда первые прогнозы погоды передавались по корейскому радио, мужчины передавали самые подробные метеорологические новости страны. Все они работали в нынешнем Корейском метеорологическом управлении (KMA). Покойный Ким Дон Ван, которого многие считают первым профессиональным ведущим прогноза погоды в стране, был сотрудником KMA и передавал погоду сначала по радио, а затем по телевидению через ныне несуществующий канал TBC в 1970-х годах и MBC с 1982 года. Ким использовал диаграммы, нарисованные от руки на бумаге, чтобы облегчить свои выступления.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов доминирующее положение в этой сфере продолжали занимать мужчины. Чо Сок Джун, бывший руководитель KMA, работал одним из немногих ведущих прогнозов погоды на KBS с 1987 по 2001 год. Он начал свою карьеру в качестве репортера, специализирующегося на погоде, после изучения метеорологии и службы в армии в качестве офицера метеорологической службы, и недолго работал в сфере связей с общественностью, прежде чем вернуться в качестве ведущего прогноза погоды.
В то время телевизионные каналы принадлежали исключительно государственным вещательным компаниям MBC и KBS. «Вещательным станциям требовались люди, которые могли бы тщательно анализировать метеорологические данные и рассказывать о них, — говорит Мэн Со Ен, метеоролог-колумнист и руководитель климатической лаборатории и академии Weather Communications. — Это была очень специализированная область».
Поэтому считалось, что такие должности должны занимать только люди с дипломом метеоролога — области, которая, как и многие другие области науки и техники, на протяжении всей своей истории была преимущественно мужской.
Участие женщин в медиаиндустрии в то время также было ограничено. По данным Корейского института развития женщин, к 2003 году женщины составляли лишь около 10 процентов сотрудников государственных вещательных компаний KBS, MBC и SBS.
За прошедшие с тех пор 22 года ситуация изменилась. Из 43 действующих синоптиков на девяти вещательных станциях, включая три общественные и два новостных канала, только один — мужчина.
Отчасти это была игра с цифрами. По сообщениям, зрительская аудитория KBS выросла после появления Ли Ик Сон, продемонстрировав телеканалу и его конкурентам, что женщины могут выполнять эту работу — и что очаровательная внешность и стиль изложения могут принести ей не меньшую пользу, чем научные степени.
Но Мэн также считает, что эта тенденция отражает медиасреду, которая, помимо всего прочего, становится все более жесткой. Запуск четырех новых вещательных станций — JTBC, TV Chosun, Channel A и MBN — в 2011 году, а также появление с тех пор других кабельных каналов сделали конкуренцию за ограниченное количество зрителей острой, как никогда. И это несмотря на рост числа приложений для смартфонов, которые теперь могут предоставить информацию о погоде сразу, с одного взгляда. В наши дни «мало кто смотрит телевизор специально ради прогноза погоды», — говорит Мэн.
Это вынуждает вещательные компании сокращать расходы, отвлекая ресурсы от репортажей в целом и от роли ведущего прогноза погоды в частности. Ведущие прогноза погоды, в отличие от журналистов других направлений, теперь в основном фрилансеры, которым платят по факту выступления, а не устанавливают оклад.
Это изменение в структуре совпало с ростом числа женщин, которые предпочитают самозанятость или фриланс работе по контракту на полный рабочий день в Корее. Согласно исследованию Корейского института труда и общества, по состоянию на 2020 год женщины составляли около 71 % внештатных сотрудников общественного вещания. Доля фрилансеров в этом секторе достигла максимума в 30,5 % в период с января по август прошлого года, согласно данным Статистического управления Кореи.
Ступенька к индустрии развлечений
Для многих в 2025 году работа синоптика — это не только прогноз погоды, но и ступенька к карьере в индустрии развлечений.
Положительной стороной статуса фрилансера является то, что ведущие прогноза погоды могут выступать в других программах и создавать независимый бренд. За последние несколько десятилетий многие синоптики стали знаменитостями не только благодаря своим передачам, но и присутствию на других медиаплатформах, а некоторые даже обзавелись собственными фанклубами.
Например, ведущая прогнозов погоды на канале KBS Кан А Ран уже почти десять лет работает ведущей новостей на National Assembly Television. С 2019 года она выпускает календарь со своими фотографиями, а все вырученные средства передает в некоммерческую организацию Community Chest of Korea.
Такая гибкость делает переход в сферу развлечений естественным следующим шагом.
Ким Хе Ын, которая до 2004 года работала ведущей прогноза погоды на MBC, впоследствии стала актрисой, снявшись в многочисленных рекламных роликах и телесериалах. Совсем недавно Ким Мин А, бывшая ведущая прогноза погоды на JTBC, завоевала популярность благодаря своему юмору и харизме на YouTube-канале Workman, продолжив свою карьеру в качестве ведущей.
Для других работа синоптиком может стать ступенькой к карьере ведущего новостей или шоу в крупных вещательных компаниях. Ли Джин Хи, бывшая ведущая прогноза погоды на TV Chosun, перешла на постоянную работу диктором на этом же канале. Аналогичным образом диктор MBC Ан Джу Хи работала ведущей прогноза погоды на MBN, прежде чем получить постоянную должность на MBC в 2018 году.
Появление таких фигур, как Кан и Ан, создало нечто вроде эффекта снежного кома: по мере того как на телевидении и в социальных сетях появляется все больше женщин-синоптиков, все больше девушек стремятся получить эту работу, надеясь пойти по стопам тех, кого они боготворят.
«Людей, которые хотят стать дикторами или ведущими прогноза погоды, как я когда-то, часто привлекает гламурная сторона работы», — говорит 25-летняя Ли Сон А, бывшая ведущая финансовых новостей. Она призналась, что отчасти ее мотивацией стало восхищение жизнью знаменитостей и телеведущих.
«Стать настоящей знаменитостью очень сложно, поэтому я подумала, что стать диктором или ведущей прогноза погоды — человеком, который выглядит привлекательно, но при этом кажется умным, — было бы проще».
Нестабильная работа, отсутствие защиты
Но если для одних фриланс предлагает преимущества и возможности, то другие испытывают трудности из-за его нестабильности.
«Неопределенность работы — вот почему я отказалась от карьеры фрилансера в радиовещании», — говорит 25-летняя Ли.
«Даже если мне посчастливилось получить должность в телерадиокомпании, это не означало, что моя работа будет надежной в долгосрочной перспективе», — добавила она, пояснив, что если она больше не нужна телекомпании, она просто потеряет работу.
Согласно Закону о трудовых стандартах, фрилансеры не считаются «работниками» и поэтому не имеют права на защиту в соответствии с такими законами, как Закон о минимальной заработной плате и Закон о безопасности и здоровье на рабочем месте. На них также не распространяется запрет на притеснения на рабочем месте, ограничение 52-часовой рабочей недели и гарантия четырех основных видов социального страхования, предусмотренных Законом о трудовых стандартах.
7,4 процента из 1000 респондентов опроса, проведенного компанией Global Research со 2 по 11 декабря прошлого года, заявили, что подписывали контракты с фрилансерами — почти две трети из них были незаконными. Однако около 65 процентов фрилансеров сообщили, что получали заказы и инструкции от компаний, как если бы они были штатными сотрудниками, согласно опросу, опубликованному 2 февраля Gapjil 119, гражданской группой, занимающейся борьбой со злоупотреблениями на рабочем месте. Пятьдесят семь процентов заявили, что условия их работы не гарантируют им минимальную заработную плату или четыре основных вида социального страхования в Корее.
«Ведущий прогноза погоды ничем не отличается от курьера — им платят за задание, и никто не берет на себя ответственность, если они попадают в аварию», — рассказал журналисту Media Today член семьи покойной ведущей прогноза погоды О Ё Анны.
Временный характер работы фрилансеров также не позволяет кабельным сетям вкладывать средства в их обучение и развитие, в результате чего такие сотрудники, которые все равно должны проводить исследования и писать собственные сценарии, как рассказал газете JoongAng Daily 30-летняя девушка, когда-то мечтавшая стать ведущей прогноза погоды, должны решать эту задачу самостоятельно. В то время как штатные репортеры обычно проходят обучение на месте, начинающие ведущие прогнозов погоды часто посещают частные школы от шести месяцев до года, чтобы получить необходимые навыки в области метеорологии и грамотной речи.
30-летняя девушка, изучающая СМИ и ставшая в итоге репортером на радио, вспоминает, что во время учебы в такой школе она научилась «четко доносить прогноз, анализировать метеорологические данные и создавать графики».
Мэн подчеркивает, что вещательные компании должны предоставлять такое образование внештатным синоптикам. Это позволит им обеспечить стандарты качества и последовательность в обучении, чего не может гарантировать разрозненная сеть школ — в конце концов, лучшие сценарии и анализ данных приносят пользу их бизнесу не меньше, чем их сотрудникам.
Но дополнительное рабочее время, необходимое для такого обучения, несовместимо с существующей в Корее структурой труда, при которой внештатные синоптики получают вознаграждение только за проект, а не за полную рабочую неделю, говорит Мэн. «Такая система возможна только для журналистов, потому что их нанимают на полный рабочий день».
Смерть О Ё Анны и других людей побуждает призывать к улучшению условий труда для корейских фрилансеров.
«Случай с покойной телеведущей обнажает структурную дискриминацию в отношении внештатных работников в корейской телерадиовещательной индустрии, нормализацию дегуманизирующей культуры бесконечной конкуренции, а также высокомерие и безответственность работодателей», — говорится в заявлении Национального союза работников СМИ от 3 февраля.
Профсоюз подверг критике практику найма внештатных работников «для сокращения расходов» и «неизбирательное расширение их использования даже для выполнения основных задач», заявив, что это превратило вещание в центр «эксплуатации, дискриминации и жестокого обращения».
Молодые, мультиталантливые профессионалы, преодолевающие жесткую конкуренцию, чтобы попасть в эфир, рассчитывают на блестящее будущее. Однако реалии внештатной занятости часто мешают им получать удовольствие от работы, не говоря уже о том, чтобы чувствовать себя уверенно на своем рабочем месте.
«Я помню сообщение от телезрителя, которое я получила, когда вела утренние новости», — сказала покойная ведущая прогноза погоды MBC О Ё Анна в интервью на канале tvN в программе You Quiz on the Block в 2022 году.
«Оно было таким: Теперь у многих людей благодаря вам будет более приятный день».
fengshan © YesAsia.ru