В этом году SM Entertainment исполняется 30 лет, что является важной вехой для К-поп-компании, основанной в 1995 году продюсером Ли Су Маном. В честь этого события компания запустила различные проекты, включая концерт SMTown Live 2025 в Сеуле в январе, альбом-компиляцию «2025 SMTown: The Culture, the Future» в феврале и дебют новой девичьей группы Hearts2Hearts в том же месяце.
Смотрите также: Санни из Girls’ Generation подписала контракт с компанией Ли Су Мана — теперь она занимается продюсированием стажёров
Однако 2025 год оказался не столько праздничным, сколько кризисным. Вместо того чтобы укреплять свое наследие, агентство SM Entertainment оказалось втянуто в череду конфликтов с участием старых артистов, многие из которых проработали в агентстве более десяти лет.
Инсайдеры отрасли указывают на отсутствие централизованного руководства в компании после ухода Ли в 2023 году, а также на переход к «системе центров», из-за которой, по мнению некоторых, артисты чувствуют себя обделенными вниманием.
В январе несколько давних артистов, включая Тэён из Girls’ Generation, Венди из Red Velvet и Йесона из Super Junior, публично выразили недовольство тем, как SM Entertainment провела юбилейный концерт.
Тэён рассказала на платформе для общения с фанатами Bubble, что планировала исполнить две-три песни, но не получила достаточной поддержки от компании. В итоге и она, и Венди отказались от участия в концерте. SM Entertainment объяснили их отсутствие «личными причинами», но отказ от участия намекнул на более глубокие внутренние проблемы.
На этом напряженность не закончилась. В марте агентство INB100, представляющее интересы Сюмина из EXO в рамках его сольной карьеры, обвинило SM Entertainment в давлении на местную телекомпанию KBS с целью исключения певца из участия в Music Bank. Хотя Сюмин по-прежнему сотрудничает с SM в рамках групповой деятельности EXO, агентство утверждает, что вмешательство SM мешает его сольному продвижению. Этот шаг вызвал негативную реакцию и воскресил воспоминания о предыдущих спорах с участием SM, включая длительную судебную тяжбу с TVXQ и JYJ в 2009 году.
В пятницу на прошлой неделе SM Entertainment также подтвердило, что Венди и Йери из Red Velvet покинули агентство, заявив лишь, что «поддержит их дальнейший путь».
Как правило, айдолы расстаются со своими агентствами после начала сольной карьеры, но Венди и раньше выражала недовольство компанией, что позволяет предположить, что причиной ухода может быть не только истечение срока контракта.
Стефани Чхве, постдокторант Исследовательского института Азии при Университете Буффало, указывает на отсутствие сильного руководства как на главную проблему SM Entertainment.
«В прошлом SM Entertainment возглавлял Ли Су Ман, чье чутье на успешные проекты заслужило доверие как артистов, так и поклонников, — сказала Чхве, чьи исследования включают популярную музыкальную культуру и К-поп, в интервью The Korea Herald в среду. — Они следовали за ним, потому что верили в его видение, и результаты доказали их правоту».
«Сейчас компания работает по «системе центров» — это больше похоже на фабрику без лидера. Некоторые центры работают хорошо, а другие — нет. Ими управляют сотрудники, и, с точки зрения артистов, уже нет того доверия к процессу принятия решений», — добавила она.
Система «центров», принятая SM Entertainment в 2023 году, представляет собой мультипроизводственную структуру, которая делит компанию на отдельные творческие подразделения или «центры», каждый из которых отвечает за управление различными артистами и контентом, с целью повышения автономии, эффективности и разнообразия производства.
Музыкальный критик Ким Юн Ха поддерживает это мнение, хотя и отмечает, что артисты-ветераны, стремящиеся к независимости после десятилетия работы на лейбле, — не редкость.
«В SM есть много айдолов, которые работают по контракту уже более 10 лет. Это, естественно, приводит к тому, что они стремятся к самостоятельности, — говорит Ким. — Такие артисты, как Сюмин или Венди, которые уходят или ищут другой путь, проработали в компании более десяти лет. Если бы в этих случаях речь шла о молодых айдолах, которые только несколько лет как начали свою карьеру, это могло бы показаться необычным, но у давно работающих артистов есть все основания желать перемен».
«Тем не менее, отсутствие Ли Су Мана очень важно, — добавила она. — Он был тем, кто открыл и взрастил этих артистов. И в системе центров растет разочарование. Кажется, что в заботе об артистах есть пробел — ощущение пренебрежения. И Тэён, и Венди говорили об этом на Bubble».
fengshan © YesAsia.ru