Книга Симон Клэр «Корея. Феномен К-культуры» — не просто справочник по к-поп, а масштабное введение в целый мир современной корейской культуры. Логично структурированная, визуально красивая и тактильно приятная (формат больше А4, плотная бумага, стильное оформление) — она сразу вызывает доверие. Книга сопровождается стильным оглавлением, списками литературы и иллюстраций, красивыми фотографиями, сносками к терминам — ориентироваться в ней легко, даже если вы только начинаете знакомство с Кореей.
Смотрите также: Обзор на дораму «Когда жизнь преподносит мандарины» (2025)
Автор рассказывает о группе SHINHWA — старейшей из продолжающих свою деятельность к-поп групп, которая доказала, что успех в этом жанре может быть долгосрочным и стабильным. В книге также описана нескучная и порой драматичная история к-поп, включая судьбу Ян Джун Иля, которого отвергли сами же корейцы, несмотря на его огромный талант. Среди других упомянутых групп — BTS, BLACKPINK, ITZY, которые стали глобальными символами к-поп и повлияли на развитие жанра, не только в Корее, но и за её пределами.
В книге также подробно рассказывается о дорамах, начиная с культового сериала «Зимняя соната» и заканчивая современной «Игрой в кальмара». Упоминаются другие популярные сериалы, такие как «Песочные часы», «Остров Нами», «Милый дом», «Итэвон класс», «Аварийная посадка любви», а также книга знакомит читателя с режиссёрами и сценаристами, рассказывает о роли Netflix в популяризации корейских проектов и местах съёмок, включая Башню Намсан и деревню на юге Франции, расположенную в глубинке Кореи.
Говоря о кино, автор выделяет фильм «Служанка», который стал основоположником современного корейского кинематографа. В книге также упоминаются такие знаменитые фильмы, как «Преследователь», «Олдбой», «Паразиты», «Дрянная Девчонка», «Пылающий», «Воспоминания об убийстве», «Поезд в Пусан» — все они играют ключевую роль в формировании международного имиджа Кореи. Также рассматривается работа корейских режиссёров и важность международного кинофестиваля в Пусане. Тема трагедии «Севоль», повлиявшей на корейское общество, также не обходится стороной.
Однако это не энциклопедия исключительно о музыке и кино — книга предлагает гораздо более широкий взгляд на кей-культуру в целом. Она охватывает традиционную музыку (гукак, пхансори, трот), моду, кулинарию, киберспорт, ночную жизнь Сеула и даже такие неожиданные аспекты, как джимджильбаны и свидания корейских пенсионеров на колатеках. Раздел о корейской кухне углубляется в культурные особенности, включая значение кимчи, роль соджу и статус консервированной свинины как престижного подарка. А описание клубной культуры в районах Хондэ и Каннама, системы браслетов и заведений, маскирующихся под кондитерские, демонстрирует, как корейцы умеют отдыхать и снимать напряжение, не теряя стиля.
Темы пластической хирургии, косметической индустрии, феминизма, тренда «ольччан» на естественную красоту и концепции «конганми» о здоровом внешнем виде раскрывают многогранность корейской культуры и её влияние на глобальные тренды. Эти аспекты дополняются обсуждением популярных телешоу, таких как «Топ-модель по-корейски», где поднимаются не только вопросы моды, но и современные национальные идеалы красоты.
Интересно то, как в книге автор называет АйЮ «любимицей нации», Пак Чин Ёна — «крёстным отцом» корейской поп-музыки, G-Dragon — «революционером», а BTS — «амбассадорами Кореи». PSY, в свою очередь, стал «певцом-чудаком», а Ли Су Хёк — «золотым мальчиком» в моде.
Особое внимание уделяется современным фигурам в мире музыки, как диджей Пегги Гу, которая за рекордное время стала звездой корейской хаус-музыки. В книге также упоминается лучший шеф-повар Кореи — монахиня-веганка и экоактивистка Чон Кван.
Книга довольно хороша, однако автор нередко прибегает к сравнениям с западной культурой, что может вызвать недоумение у более опытных поклонников к-поп. Формулировки вроде «BlackPink — женский аналог BTS» или утверждение, что «манхва — корейский аналог манги» воспринимаются как упрощённые и не отражающие самобытности этих явлений. С другой стороны, такие параллели могут оказаться полезными для широкой аудитории, только начинающей знакомство с корейской культурой: они облегчают восприятие и помогают быстрее сориентироваться. Тем не менее у тех, кто хорошо знаком с корейской и японской культурами, подобные формулировки могут вызвать лёгкое раздражение или ощущение неточности.
В заключение, цель этой книги — пробудить любопытство и познакомить читателей с современной корейской культурой, чтобы они могли поймать волну, а не утонуть в ней. Это книга с возрастным ограничением +18 и будет интересна тем, кто не особо интересовался другими группами, особенно в начале их популярности, но хотел бы расширить свой кругозор. Также она будет полезна тем, кто интересуется к-поп, но не углублялся в другие аспекты корейской культуры, такие как мода, кулинария, традиции и социальные явления. Несмотря на упрощения и обобщения, книга остаётся полезным и увлекательным путеводителем по многогранной культуре Южной Кореи.
Авторская статья Elaine, специально для YesAsia.ru © YesAsia.ru