Если бы каждому любителю аниме пришлось составить список самых влиятельных создателей в индустрии, без сомнений, Хаяо Миядзаки оказался бы на его вершине. И вопрос не только в личном отношении, ведь к аниме в целом Хаяо относится достаточно критично; тогда как многие знакомы с его деятельностью благодаря небывалому успеху студии Ghibli, его влияние на индустрию распространяется намного дальше, от борьбы за общность рабочего коллектива в студии Toei в юные годы до воспитания целого поколения аниматоров, вдохновленных его творчеством. Ни один режиссер не может соперничать с Хаяо Миядзаки в количестве и качестве полученных положительных отзывов, а уж тем более недостижимым кажется коммерческий успех его фильмов.
И, возможно, самым главным его успехом является привлечение внимания международной публики к его работам и к индустрии аниме. Ему удалось заинтересовать всех от мала до велика, и даже тех, кто изначально был враждебно настроен против самого факта аниме на экранах.
Несомненно, есть и другая, темная сторона такого ошеломляющего успеха. Работа Миядзаки на студии Ghibli затмила творчество работающего с ним плечом к плечу Исао Такахата, сооснователя студии, а имя Хаяо и лейбл Ghibli стали почти тождественными. Немудрено, что после ухода режиссера на пенсию дела компанию пошли на спад.
Многие наверняка помнят, что намерение Хаяо уйти на пенсию, озвученное в сентябре 2013-го года, было далеко не первым в своем роде. Его, в лучшем случае, ревностный подход к творчеству, в купе с возрастом послужили причиной, по которой он решил отойти от дел после выхода фильма «Принцесса Мононоке». Так продолжалось с выходом каждого фильма, вплоть до релиза фильма «Ветер крепчает», который, по словам Миядзаки должен был стать последней полнометражной его работой. В результате его (почти) окончательного ухода и объявлением Студии, что ими приостановлены все крупные проекты, в индустрии аниме, без преувеличения, начала образовываться брешь.
Вопрос «А кто же будет новым Миядзаки?» из слухов и шепота превратился в конкретный вопрос ребром.
Горо Миядзаки
Конечно, подобный вопрос скорее риторический. Кому как не сыну великого мултипликатора знать, что достичь уровня отца невозможно от слова совсем, тем более Горо зарекомендовал себя в области ландшафтника. Однако, как по волшебству, это привело его сначала в сферу архитектурного дизайна, а после – к проектировке экспозиций музея Ghibli. Он проработал там гендиректором несколько лет, прежде чем ему предложили роль руководителя одного из проекта студии. Хаяо, по понятным причинам, был против этой затеи, ведь у его сына не было ни должного опыта в этой сфере, ни способностей к анимации. Как результат, Хаяо прокомментировал итог – фильм «Сказанья Земноморья» – как так-себе-работу. И это учитывая, что он не всегда положительно оценивал работы его коллеги по цеху Такахаты.
Дела улучшились, когда вышел второй фильм Горо «Со склонов Кокурико», в создании которого Хаяо принимал участие. Одна из его работ – «Ронья, дочь разбойника» – даже получила престижную награду и была одобрена критиками, несмотря на использование в ней компьютерной графики.
Конечно, это не выглядит как точное следование по стопам отца, так что уместнее было бы сказать, что Горо – другой Миядзаки, но никак не следующий.
Мамору Хосода
Вряд ли нуждается в представлении, ведь Хосода, систематически выпуская по фильму раз в три года, добился многого и даже больше на этом поприще. Каждая последующая картина побивала рекорды предыдущей, что казалось, дальше уже некуда, и на мировом уровне мультипликатор снискал славу и известность.
Но есть одно ‘но’ – он уже работал в Ghibli и не очень успешно. Не сумев обуздать свой собственный уникальный стиль он был отстранен от проекта, который в будущем стал «Ходячим Замком Хаула» Хаяо Миядзаки. Не секрет, что его расстроенные чувства окрасили фильм по франшизе One Piece, над которым он работал по возвращению в Toei и который стал отправной точкой его блистательной карьеры.
Так что, в итоге, Мамору мог бы стать отличным последователем традиций Миядзаки, если бы не их невозможность работать сообща и идти на компромиссы.
Макото Синкай
Макото Синкай уже был назван Новым Миядзаки как зрителями так и критиками, ведь его картины «Голос далекой звезды» и «Ловцы забытых голосов» стилистически очень близки к фильмам студии Ghibli. Хотя эти фильмы и не стали топовыми и их популярность все еще довольно ограниченная, как и в целом его известность, ведь ни один фильм не создавал общественного резонанса. Все изменилось с недавним выходом фильма «Твое имя», первой работы Макото, показываемой на больших экранах. Успех картины настолько колоссальный, что он не только затмил все предыдущие работы мастера, но и перекрыл все изветные полнометражные аниме-фильмы. Вообще оценивать его в рамках аниме индустрии как-то нелепо, ведь за рекордно кратчайшие сроки «Твое имя» вошел в 5-ку лучших аниме всех времен, уступая лишь «Унесенным Призраками» Хаяо Миядзаки.
Пожалуй, эти кандидаты – самые возможные из всех, но нельзя забывать и о таких гигантах, как Хидеаки Анно, пришедшего к славе с аниме «Евангелион», о новом поколении режиссеров студии Ghibli, таких как Хиромаса Йонебаяши, и, конечно же, о ветеранах жанра как Такахата.
Несомненно, говорить о том, что грядет новая эра нецелесообразно, пока сам Хаяо Миядзаки продолжает нарушать свои же обещания и возвращаться в индустрию с новыми невероятными картинами, которые становятся легендарными еще до их выхода на большие экраны.
Источник: AnimeNewsNetwork
Mona | YesAsia