Темная сторона айдольства в Японии: маленькая зарплата, переработки и неразрываемые контракты

7
5905
Оомото Хонока

Айдол-группы, такие как культовая AKB48, являются одними из узнаваемых феноменов Японии. Известные своими милыми, или, назовем это «кавайными» образами, они практически олицетворяют поп-культуру страны.

Но гораздо меньше людей знакомы с субкультурой, которая породила чика айдолов (подпольных айдолов), феномен, который рос невероятными темпами и обзавелся со временем некоторыми серьезными недостатками.

Как и обычные, подпольные айдолы тоже мечтают совершить прорыв. Во многих случаях подпольные айдол-группы, которых сейчас насчитывается несколько сотен, работают через агентства, которые нацелены на удовлетворение своих амбиций и заставляют новичков подписывать эксклюзивные долгосрочные контракты, практически превращающие их в рабов индустрии развлечений, говорят эксперты.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Хирате Юрина из Keyakizaka46 берет перерыв в работе из-за проблем со здоровьем 

Четыре бывших участницы чика айдол-группы Nijiiro Fanfare, которая приобрела популярность благодаря онлайн-трансляциям в прямом эфире, решили покинуть группу из-за того, что они назвали недопустимыми условиями труда.

Позже, на встрече с продюсером женского пола, одной из них было сказано, что ей больше никогда не найти работу в айдол-бизнесе. «Никогда не пытайся сделать это в индустрии развлечений. Я раздавлю тебя всем, что у меня есть», — сказали ей.

По словам бывших участниц группы, их заставляли подписывать семилетние контракты, которые они не могли разорвать. После вычета из месячной заплаты стоимости уроков в размере всего в 38 000 йен (чуть более 23 тыс.рублей*) их зарплата оказывалась равной нулю. Также не было никакого вознаграждения за работу, которую они должны были выполнять при создании контента для социальных сетей. Кроме того они должны были сами покрывать большую часть расходов на свой гардероб.

Бывшие члены Nijiiro Fanfare

«Мой друг сказал мне, что это звучит как «рабский контракт». Но я думала, что это просто нормально», — сказала 23-летняя Котобано Ая, одна из бывших членов Nijiiro Fanfare и истец в иске против агентства D-Topia Inc. в Токио.

По их словам, даже после того, как они обратились с просьбой о лучшем обращении, их проигнорировали и они в конечном итоге полностью прекратили свои тренировки. Все четверо подали иск в Токийский окружной суд в ноябре прошлого года с просьбой об аннулировании их контрактов и выплате заработной платы. Далее последовало внесудебное урегулирование в мае. Хотя сумма урегулирования не разглашается, их адвокат сказал: «Все четверо остались довольны результатом».

Случай с четырьмя бывшими членами Nijiiro Fanfare закончился хорошо, но, кажется, только царапает поверхность проблемы в отрасли, где другие айдолы, по-видимому, привыкли к такой практике.

«Это изнурительная работа», — сказала 20-летняя чика айдол из популярной группы.

Она поделилось, что для нее большая удача получить хотя бы один выходной в месяц, так как мероприятия проводятся почти каждый день. После этого она должна продавать рекламный стафф, в связи с чем часто возвращается домой после 11 часов вечера. Из-за напряженного графика, рассказывает она, ей часто приходится днями не ходить в душ.

Несмотря на относительный успех группы, она зарабатывает в среднем всего 30 000 йен в месяц и должна оплачивать расходы на то, чтобы добраться до места мероприятия из своего кармана. Она сообщила, что живет за счет сбережений от ее предыдущей работы в офисе. Чтобы взять перерыв во время болезни, она должна представить медицинское заключение в свое агентство, но она находится в таком тяжелом положении, что не может позволить себе оплату за выдачу больничного**. Фактически, она заключила трехлетний контракт, и на нее будет наложен огромный штраф, если она покинет группу до окончания сделки.

Она часто видит несовершеннолетних, которые приходят на уроки поздно ночью; одна ее знакомая чика айдол нанесла себе раны, оставившие шрамы на запястьях; и многие страдают депрессией. Но, хотя эти ситуации совсем не нормальны, она сказала: «Я, честно говоря, не думала, что что-то не так. Я будто оцепенела».

Кроме того, в целях контроля, ее агентство вынудило ее удалиться из социальных сетей, отрезав таким образом от окружающего мира. «Я просто хотела бы, чтобы было такое место, где я могла бы получить совет от кого-то, или хотя бы просто чтобы меня выслушали», — говорит девушка.

Эксперты отметили, что одной из основных причин, по которой чика айдолы не могут избежать таких экстремальных обстоятельств, являются «эксклюзивные контракты на управление» с агентствами. Именно эта серая зона — контракты без четких правил — делает их такими пагубными.

По словам Касаи Кунитаки, юриста Ассоциации по защите прав артистов, которая защищает права знаменитостей, «молодые девушки и женщины часто оказываются в невыгодном положении, поскольку им трудно понять, приемлемы ли условия их контрактов или нет».

Трудовая инспекция также не решается предоставить руководящие указания в отношении контрактов для айдолов, которые рассматриваются как индивидуальные предприниматели, что означает, что закон о трудовых стандартах к ним не применяется.

Оомото Хонока, которая была участницей Enoha Girls, местной айдол-группы, рекламировавшей сельское хозяйство в префектуре Эхиме, покончила с собой в марте этого года в возрасте 16 лет. После смерти девочки, ее мать, 42-летняя Юки, консультировалась с инспекцией по трудовым нормам Мацуямы, но ей сказали, что ее дочь подписала «серый контракт».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Мама J-pop айдола утверждает, что ее дочь покончила с собой из-за агентства

«Я была в шоке, потому что мне некуда было обратиться за помощью», — сказала ее мать. Семья подала иск против агентства в окружной суд Мацуяма 12 октября, требуя компенсации за переутомление, которое, как они утверждают, довело их дочь до самоубийства.

«Если они не считаются работниками в соответствии с условиями контракта, мы не можем участвовать в качестве трудовой инспекции», — сказал сотрудник отдела из офиса Мацуямы.

Мама Хоноки со своим представителем

И возникновение проблем с продюсерскими компаниями не ограничивается подпольными айдолами. Эксперты отметили, что даже у таких чрезвычайно популярных групп, как SMAP*** или других артистов, как, например, актриса и модель Нонэн Рэна, существуют проблемы из-за агентств, использующих свою власть для обеспечения выгодных для себя контрактов и ограничения возможности для талантливых сотрудников уходить в другие компании.

На заседании комиссии по справедливой торговле Японской в феврале этого года члены совета предположили, что практика ограничения артистов в смене агентства может быть нарушением антимонопольного законодательства, утверждая, что «очень важно, что эта практика глубоко укоренилась в мире развлечений».

Хамамура Акира, профессор Университета Хосэй, специализирующегося на трудовом законодательстве, говорит: «Важно, что [члены совета] рассматривали это как возможное злоупотребление доминирующей позицией производственных компаний». Он добавил, что несправедливость ограничения перемещения артистов «крадет свободу выбора профессии, что предусмотрено в Конституции, и препятствует удовлетворению потребителей, которые хотят следить за деятельностью разных артистов».

Адвокат Фукаи Цуёши, который занимается разрешением споров между чика айдолами и агентствами, говорит, что такие компании часто делают ставку на надежды и мечты детей. «Условия контракта выгодны для этих компаний. Айдолам запрещено рассказывать о своей деятельности. Я думаю, что есть много артистов, у которых нет друзей или семьи, с которыми они могут поговорить», — сказал Фукаи.

Он также объяснил, что во многих случаях контракты составлены так, что агентства сами определяют заработную плату. Даже если есть прибыль с продажи компакт-дисков или концертов, некоторые компании все равно вообще не платят фиксированную заработную плату, а в иных случаях контракты вообще отсутствуют. «Чика айдолы часто строго контролируются агентствами и не могут отказаться от работы», — сказал он.

«Рабочее время и месторасположение определены для них, поэтому они на самом деле работники. Но из-за [особенностей] контрактов многие считают, что не имеют права на защиту», — сказал он. По его словам, даже если им удастся найти способ покинуть компанию до истечения срока их контракта, они оказываются «забанены на неопределенный срок».

Фукаи считает, что правительству необходимо подключиться к борьбе с этой проблемой, он выразил надежду, что продолжающиеся дебаты по защите прав на труд чика айдлов, проводимые следственной комиссией министерства труда, принесут свои плоды.

«В качестве конкретной меры молодые люди должны иметь возможность легко найти со своих смартфонов или других устройств места, где они смогут получить юридическую консультацию и обсудить контракты», — сказал он.

Получится ли у правозащитников отстоять интересы молодых артистов в сложившихся обстоятельствах? Изменится ли что-либо для них в будущем? Сейчас трудно дать однозначные ответы на эти вопросы.

А что об этом думаете Вы?

Merrylinn, специально для YesAsia.ru

Примечания переводчика:
* — 23 тысячи рублей — ничтожно малая сумма для Японии, где все, включая продукты питания и проезд стоят гораздо дороже, чем в России.
** — В Японии не существует бесплатной медицины в том виде, в котором она предоставляется в России. Визит ко врачу нужно оплатить.
*** — здесь следует отметить, что трое покинувших агентство бывших участников SMAP долгое время после ухода не появлялись на японском телевидении, при том что были очень популярны у зрителей. 

Внимание! Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь пожалуйста с правилами в комментариях