Хаяо Миядзаки: бесконечная история

5
2725
ИСТОЧНИКwww.japantimes.co.jp

Хаяо Миядзаки: бесконечная история

На прошлой неделе в нескольких кинотеатрах США начался прокат документального фильма о Хаяо Миядзаки под названием “Never-Ending Man: Hayao Miyazaki”, повествующий о его неоднократных уходах на пенсию и последующих возвращениях к работе. В тот же день его классический мультфильм 1988 года, “Мой сосед Тоторо”, был впервые показан в кинотеатрах по всему Китаю, а их – 6000 заведений по стране.

Смотрите также: [ТЕСТ] Кем бы ты был в мире Хаяо Миядзаки?

В январе Миядзаки получит награду Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за достижения в карьере. Также, в 2019 году, в Лос-Анджелесе самая крупная в истории выставка его работ откроет новый, престижный музей кинофильмов.

Тем временем, в Токио (Япония), в театре Shinbashi Enbujo покажут кабуки-версию “Навсикаи из Долины ветров”, который Мастер создал в 1984 году. А в 2020 году состоятся два крупных события, связанных с Studio Ghibli: премьера 12-го мультфильма Миядзаки под названием “Как поживаешь?”* и открытие тематического парка студии в Нагое.

Хаяо Миядзаки: бесконечная история

Напомним, что в сентябре 2013 года Хаяо Миядзаки собрал пресс-конференцию, объявив о своем уходе на пенсию: “В течение этих лет я частенько говорил об отставке и отдыхе, поэтому сейчас, вероятно, многие из вас интересуются, искреннен ли я в этот раз. А я говорю искренне”.

Данная новость потрясла японскую киноиндустрию. С коммерческой точки зрения, если нет Миядзаки, значит, нет больше выгодных для всей Японии летних выпусков крупного кинопрокатчика Toho Cinemas, а также продаж DVD и других зарубежных проектов для международных партнеров, таких как Disney. Ведь Миядзаки – последний живой Мастер мультипликации, который использует рукотворную 2D анимацию, то есть его работы созданы руками художников, а не только компьютерами. Его уход значил конец эры японской мультипликации и рукотворной анимации.

Персонал студии Ghibli, в том числе опытные художники и долговременные работники, начали искать работу в других местах. Например, Андо Масаси, подписав кратковременный рабочий контракт с другой студией, помог создать один из самых кассовых аниме-фильмов в истории страны – “Твоё имя” 2016 года.

Однако Мастер решил не уходить. Или решил вернуться.

Исао Такахата, директор Ghibli, близкий друг и партнер Миядзаки, который скончался в апреле 2018 года, сказал тогда: “Он может передумать. И если это случится, я бы не хотел, чтобы вы были удивлены”.

В фильме Каку Аракавы “Never-Ending Man” Миядзаки показан угрюмым в своем доме, в одиночестве, пьющим кофе и беспрестанно курящим. Колорист, художник-мультипликатор Ясуда Мичиё, друг и коллега Мастера на протяжении 40 лет, умирает в середине фильма (в реальности 5 октября 2016 г. на 77 году жизни). Тело Миядзаки напрягается, а затем обмякает, он бормочет сквозь очередную сигарету: “Люди, которые должны были пережить меня, умирают. Что поделать? Время быстротечно”. 

Анимация значит – воплощение в жизнь. В новой книге Сюзан Нейпир, опубликованной в сентябре 2018 года, под названием «Мир Миядзаки: жизнь в искусстве», художник-мультипликатор показан упрямым, целеустремленным надсмотрщиком, одержимым изображением реалий живых существ, а также человеческого духа и творчества детей, которые должны постоять за себя. Нейпир, профессор Университета Тафтса в штате Массачусетс, прослеживает эти навязчивые идеи Миядзаки в главах, в которых рассказывается о каждом из его 11 мультфильмов, связывая их с его собственными противоречивыми чувствами вины, удивления и ужаса. Ведь во время Второй мировой войны ему, как ребенку, вполне комфортно жилось, в то время, как другие дети гибли от голода, ранений и многих других ужасных совпадений.

В конце манги “Навсикая” Миядзаки пишет: “Жизнь – свет, что сияет во мраке”Нейпир ссылается на эту строчку, утверждая, что «настойчивость, выносливость и принятие являются главными темами в «Мире Миядзаки», ведь большинство работ художника наполнены призывами к жизни, в манге “Навсикая” и даже в последней на тот момент работе “Ветер крепчает”.

После встречи с директором в его студии, Нейпир пишет в своей книге: “Он заявляет, что не хочет стать новым Акирой Куросавой, великим режиссером боевиков, который, по мнению некоторых, продолжал снимать фильмы даже после того, как потерял свой запал. Но он сам не может “отключить” свое энергичное воображение. Помимо него, вторым мотивом для создания очередной работы является простое желание воссоединиться с группой единомышленников. Часть его высоко ценит работу с людьми. Япония – это общество, в котором правит коллективизм, и он действительно верит в силу коллектива. Я также думаю, что это своего рода радость и жизненная сила, которую он получает только от общения с людьми.”.

В фильме “Never-Ending Man” к Миядзаки присоединяется группа молодых аниматоров, которые учат его тонкости компьютерной анимации для его короткометражного фильма 2018 года “Гусеница Боро”. Во время совместного труда художник указывает им, какие приемы работают, какие нет, часто используя свои наблюдения за движениями в реальном мире как базу для рисунков.

Анимационный критик, Чарльз Соломон, говорит: “Вы видите, как работа с CG-художниками (Computer Graphic) заряжает энергией самого Миядзаки. На наших глаза он как будто молодеет. В каждом его шаге словно близится весна”.

Но некоторые видят более мрачную картину: конкуренцию, в которую втянут 77-летний Мастер. За последние пять лет не только технологии изменили аниме, но и пришли новые таланты, восходящие звезды. Два года назад “Твоё имя” 45-летнего Макото Синкая преодолело рекорды, поставленные всеми мультфильмами Миядзаки в международном прокате (кроме Японии, “Унесенные призраками” и Оскар за данный проект все еще непобедимы).

Хелен МакКартни, автор “Хаяо Миядзаки: Мастер японской анимации”, видит параллели между Миядзаки и его бывшим кумиром, Осаму Тэдзукой: “Отказ Миядзаки уступить “сцену” Синкаю и следующему поколению – это ответ, характерный для Тэдзуки. Синкай по существу использует эстетику под влиянием Миядзаки, чтобы рассказывать истории, привлекательные для нового поколения”.

* название мультфильма “Kimi-tachi wa Dou Ikiru ka”. Сюжет основан на одноименном романе 1937 года Ёсино Кэндзабуро и рассказывает о молодом парне и его дяде, которые ищут ответ на вопрос: что значит быть человеком?

gunyasha © YesAsia.ru

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи на YesAsia переводятся из новостных сайтов, указанных в разделе "Источник". Если у вас есть предложения по дополнению или изменению новости, пожалуйста, напишите нам на [email protected]
Новости YesAsia.ru на Google News