“Фанатская экономика” в Китае как феномен – увлечение подростков или страсть профессионалов?

6
3718

"Фанатская экономика" в Китае как феномен - увлечение подростков или страсть профессионалов?

Они могут спровоцировать ожесточенные войны в социальных сетях, отправить изображения айдолов в космос и даже расстроить Ариану Гранде, обеспечив первенство в чартах iTunes в США – не говоря уже о том, что они приносят миллионы долларов дохода. Но что на самом деле представляет собой так называемая «фанатская экономика» и почему понимание того, как она работает, так важно для мира современного китайского шоу бизнеса?

Нельзя недооценивать молодость и силу влиятельного фандомного блока в Интернете. Несмотря на то, что на первый взгляд это явление выглядит не серьезно, поскольку предполагается, что оно ограничено фанатами-подростками и их небольшими карманными деньгами, китайская “фанатская экономика” фактически превратилась в самостоятельный бизнес – даже в индустрию – которая построена на переменчивой любви фанатов к предпочитаемым ими айдолам, а также на сложной паутине, сплетенной из артистов, агентов, социальных сетей и онлайн-видео платформ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Цай Сюй Кунь из Nine Percent «чувствует себя беспомощным» из-за неуместных фантазий фанатов

Возьмем, к примеру, внезапное появление поп-группы Nine Percent, продукта реалити-шоу сервиса iQIYI, Idol Producer, и Rocket Girls из аналогичного хита Tencent Video, Produce 101. Поклонники потратили более 20 и 40 миллионов юаней соответственно на каждое из этих шоу , доказывая свою экономическую мощь и удивляя рынок.

Эти цифры можно отнести к высокоэффективным онлайн-фан-клубам, которые имеют подобные компании структуры, обычно состоящие из формальных отделов, таких как управленческий, дизайнеский, копирайторский, информационный, финансовый, а также отделы по контролю комментариев, связям с общественностью, поддержки и представительский – последний из которых имеет дело с прямым, офлайновым взаимодействием. Сотни фанатов в этих клубах согласованно координируют онлайн и оффлайн работу, чтобы поддержать своего любимого кумира и сделать его или ее более привлекательным и влиятельным для зрителей и брендов.

Члены группы в представительском отделе часто отправляются в аэропорт, чтобы поприветствовать или проводить своих любимцев, как правило, большими толпами. Некоторые фанаты в этих группах становятся фотографами, делая фото крупным планом, где бы не находился их кумир. Сцены в аэропорту Пудун, сделанные во время прилета корейского певца Джунсу из JYJ, могут дать представление о том, что именно предполагает “теплая встреча” айдола:

На китайской версии GQ один фанат, который был фан-фотографом и управлял веб-сайтом и аккаунтом в социальной сети с обновлениями последних новостей и фотографий своих любимых кумиров, утверждает, что есть тысячи таких, как она, и все вместе они называются «Сайт Сёстры». Согласно автору в статье GQ, многие из “Сайт Сестер” такие же, как она – воспитанные в богатых семьях выпускницы лучших университетов Китая.

Далее она пишет, что в период с лета 2016 года по лето 2018 года она сделала более 20 000 фотографий 15-ти артистов и опубликовала 1 500 тщательно продуманных их фотошоп-версий в социальных сетях. Другие поклонники, и даже некоторые из айдолов, лайкали их – успешные “Сайт Сёстры” могут зарабатывать до 15 000 юаней (почти 150 тыс.рублей по текущему курсу) в неделю, продавая эксклюзивные фотографии фанатам. Еще один популярный способ монетизации этой области фанатской экономики – создание физических фотобуков.

"Фанатская экономика" в Китае как феномен - увлечение подростков или страсть профессионалов?Фанаты представительских отделов и "Сайт Сёстры" делают фотографии на Screaming Night 2019

Прибыв в китайский аэропорт и увидев огромную толпу кричащих фанатов, можно не сомневаться – вам посчастливилось приземлиться одновременно с суперзвездой. Некоторые поклонники представительских отделов заходят так далеко, что покупают самые дешевые авиабилеты, чтобы пройти через охрану и таможню и сделать фотографии айдола с самого близкого расстояния. Даже если артист получит VIP-пропуск в аэропорту, ему все равно не избежать внимания высокоорганизованных фан-групп – поклонники с финансовыми средствами иногда покупают билет на тот же рейс, чтобы попасть на него в качестве пассажиров, как было с рейсом из Гонконга в Сеул не так давно:

"Фанатская экономика" в Китае как феномен - увлечение подростков или страсть профессионалов?Подпись: "Глупые К-поп фанаты сняли сотни пассажиров с рейса".

В Интернете наиболее важными стандартами измерения популярности знаменитости является количество репостов, лайки и комментарии в самой крупной китайской социальной сети – Sina Weibo. Это сфера деятельности информационного отдела. Благодаря неустанным усилиям этой подгруппы в наши дни уже нет ничего удивительного в том, что пост айдола в Weibo собирает миллионы репостов. Например, недавние сообщения К-поп певицы Мэн Мэй Ци и лидера TFBoys Кэрри Вана собрали по 6,3 и 10,5 млн репостов соответственно. Цай Сюй Кунь, центр группы Nine Percent, собрал 10,3 миллиона репостов и почти 13 миллионов лайков после публикации музыкального видео в свой 20-й день рождения:

Чтобы увеличить число, информационный отдел организует блоки голосования в сети. Но, конечно, эти группы фанатов часто отражают лишь часть населения Китая, поэтому нужны также поддельные и подставные учетные записи, и они даже участвуют в хакерских атаках на сервера.

Когда дело доходит до рейтингов на Weibo, вопрос остается ли кумир в «Списке популярных новых звезд» платформы или же он перемещаются в еще более влиятельный «Список влиятельных звезд» (трендовые списки, которые поддерживают популярность знаменитости в социальных сетях), фанаты воспринимают это так же серьезно, как войну. И отдача от этого для самого популярного в настоящий момент артиста значительна. Недавний рекламный ролик Vivo с участием Цай Сю Куня из Nine Percent собрал около 30 миллионов репостов на Weibo, продемонстрировав онлайновую фан-базу, которая, без сомнения, убедит производителя мобильных телефонов в правильности выбора.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Джексон из GOT7 расплакался на фанмитинге 

Все вспомогательные расходы на такие мероприятия покрываются членскими взносами, рекламой, спонсорством и прямым финансированием от группы фанатов. Существуют даже специальные приложения для сбора средств у таких групп. Стоит открыть приложение для финансирования, такое как Owhat, и можно увидеть, насколько удобно фанам делать микро-пожертвования на вечеринку по случаю дня рождения айдола или грядущий альбом. Вот пример одного из таких сборов:

"Фанатская экономика" в Китае как феномен - увлечение подростков или страсть профессионалов?

Фанатские группы также собирают пожертвования для грандиозной рекламы на видных местах, от автобусных остановок в китайских городах до Таймс-сквер и зарубежных газет.

Согласно исследованию, проведенному на учетной записью, ориентированной на шоу бизнес, Youhaoxifilm на WeChat, каждый топ фан-клуб ежегодно собирает миллионы юаней, и очевидно, что только люди, у которых есть деньги, управленческие способности и отраслевые связи, могут эффективно руководить этими группами. Другими словами, этими коммерческими организациями управляют профессионалы, а не подростки.

В опубликованном ими сообщении рассказывается о Цюн Цзю, одном из топ-лидеров в клубе из 100 молодых фанатов. Цюн Цзю решила организовать серию вспомогательных мероприятий для концерта айдола в своем родном городе, и под ее руководством отдел по связям с общественностью связался с агентом айдола и спонсором мероприятия, чтобы подтвердить место, продолжительность и численность персонала на концерте. Дизайнерский отдел разрабатывал плакаты и новостные посты; копирайторский отдел придумал рекламный текст, связанный с концертами; отдел по контролю комментариев отслеживал наиболее популярные комментарии в рекламных постах Weibo, чтобы определять тенденцию; а информационный отдел увеличил количество репостов, поисковых запросов и онлайн-взаимодействий с фанатами. В оффлайн режиме представительский отдел сделал фотографии на концерте, а отдел поддержки подготовил баннеры, наклейки, световые щиты и светящиеся палочки, а также подарки для СМИ и сотрудников, которые были на концерте, кроме того ими были доставлены материалы для создания «цветочной стены», которой поприветствовали айдола у входа на концертную площадку. Финансовый департамент управлял всеми затратами средств, полученных от объединенного финансирования группы фанатов.

"Фанатская экономика" в Китае как феномен - увлечение подростков или страсть профессионалов?

По сути, фан-группы – это компании, которые работают на добровольной основе и чьи сотрудники могут никогда не встретиться, общаясь только через Интернет. Основой строгой дисциплинированны в организации этих групп является просто доверие и общая страсть.

Однако это делает группы очень уязвимыми, и у такой фандом-культуры есть и темная сторона. Эту неформальную отрасль уже обвиняли в наличии подставных учетных записей и сбыте продукции с завышенными ценами, а также имели место быть многочисленные случаи, когда лидеры сбегали с фондами фанатов, покупая себе новые автомобили или дома.

В век “фанатской экономики” поклонники действительно тратят гораздо больше денег и времени на своих кумиров, но они также становятся все более влиятельными в индустрии. В значительной степени это фанаты, а не агенты или продюсеры, создают айдола. Затем “создатели” преклоняют колени перед ним и поклоняются ему, пока не будет создан следующий божок.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Поклонники отрекаются от Чжан Бинь Биня из-за слухов о том, что он встречается со своим менеджером

Тем не менее, мания фандомства и идолопоклонства в конечном итоге может стать большим разочарованием. Лидер группы, Цюн Цзю в конечном итоге почувствовала себя немного растерянной, она сказала Youhaoxifilm: «Любовь тоже заканчивается. На самом деле, в конце концов, это все просто пустое увлечение».

«Сайт Сестра» из GQ также задалась вопросом: «Стоит ли оно того?», осознав, что «все это просто виртуальные плавающие числа на Weibo». В конце концов, она навсегда сбежала из фанатских групп, разбитая «чувством всепоглощающей пустоты».

Поскольку iQIYI по-прежнему наслаждается плодами весьма успешного 2018 года, отчасти благодаря тому, что они выводят на сцену новых артистов, а другие крупные потоковые платформы, такие как Youku и Tencent, вкладывают ресурсы в конкурирующие айдол-шоу на 2019 год, кажется, что сторон, заинтересованных поддержании в продюсировании айдолов на данный момент предостаточно. Тем не менее, поскольку правительство все с большим подозрением смотрит на индустрию развлечений, а некоторые “Сайт Сёстры” устали от своих ролей, будет интересно посмотреть, насколько устойчивой на самом деле окажется “фанатская экономика”.

Merrylinn специально для YesAsia.ru

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи на YesAsia переводятся из новостных сайтов, указанных в разделе "Источник". Если у вас есть предложения по дополнению или изменению новости, пожалуйста, напишите нам на [email protected]