Мрачная жизнь стариков Южной Кореи в фильме «The Bacchus Lady»

1253

Мир энергетиков, добровольной эвтаназии и полного неприятия старения как факта, — это то, о чем снято последнее творение режиссера Е Дже Ёна «The Bacchus Lady» (дословно — «Вакханка», в российском прокате картина называлась «Убийца своих клиентов» — здесь и далее примечания переводчика). Вышедший на экраны в 2016 году, этот сравнительно низкобюджетный фильм раскрывает суровую правду о старшем поколении Южной Кореи: об их борьбе за место под солнцем, за то, чтобы молодежь, как более ценная единица для современного государства, замечала и уважала их, а страна, за чье процветание они однажды боролись, не забывала об их нуждах. Сфокусировавшись на одной истории из сотен таких же, «The Bacchus Lady» показывает мрачную, но реалистичную жизнь пожилой женщины, которая вынуждена продавать себя престарелым мужчинам в районе Чонногу (Jongno Park) Сеула.

Обращаем ваше внимание на содержащиеся в статье спойлеры фильма!

Смотрите также: Одна из женщин-знаменитостей обвиняется в занятии проституцией

Известный ранее, как место отдыха для всей семьи, парк Чонногу постепенно стал рабочей площадкой для более чем 400 пожилых женщин легкого поведения, которых называют «The Bacchus Lady», «женщинами Вакха», «вакханками» (Вакх, или Дионис, — один из древнегреческих богов, чьи празднования назывались вакханалиями и сопровождались всесторонней разнузданностью). Термин стал нарицательным для возрастных дам низкосортной профессии. А после того, как такое же название получил один из энергетических напитков, дарящий человеку свежесть и обновление, клеймо приобрело дополнительный смысл: несмотря на позорный и порицаемый труд женщины, нужда толкает ее забывать про стыд и чувство вины, и она снова и снова выходит на тропу греха.

В своей самой смелой за всю карьеру роли актриса, ветеран кинематографа, Юн Ё Джон играет энрегичную женщину по имени Со Ён. Смирившись с тем, как сложилась ее жизнь, главная героиня с гордо поднятой головой гуляет по окрестностям Чонногу, держа в руках сумочку, из которой виднеется энергетический напиток, сигнализирующий мужчинам о возможной «услуге». Несмотря на то, что Южная Корея на тот момент находилась на 11 месте в списке сильнейших экономик планеты, 65% пожилых граждан этой страны живут за чертой бедности. Это самый высокий показатель среди крупнейших стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). И, будучи одной из этих тысяч пожилых бедняков, Со Ён и многие другие женщины не могут найти иного выхода, как заниматься столь постыдным делом.

Одна Bacchus Lady способна зарабатывать 30,000 вон (примерно 27 долларов в пересчете на курс 2017 г.) ежедневно, при условии, что она предоставляет скидки постоянным клиентам. И, хотя большинство из них опасается представителей власти, полиция, регулярно патрулирующая общественные парки, редко арестовывает женщин. Это объясняется тем, что спонтанными репрессиями проблема проституции никогда не будет решена, и что пожилым гражданам нужны выход для их сексуального желания и способ избавиться от одиночества; хотя, в конечном итоге, именно эта политика «отвода глаз» государством должна измениться, по мнению режиссера.

«Забытое поколение» — так называют пожилых людей в Корее. Они – жертвы, принесенные на алтарь успеха своей страны. Как и главная героиня, многие старики, отдавшие свою молодость и накопления на благо экономики могущественной Кореи, после ухода на пенсию оказались у разбитого корыта, выброшенные в неизвестность.

Со Ён и воспоминания о годах ее юности перед тем, как она становится «вакханкой», демонстрирует период корейской истории, в котором у женщины не было тревог о собственной участи в пожилом возрасте. В стране с идеалами конфуцианства забота о стариках – святая обязанность молодежи. Но по мере того, как Со Ён медленно воссоединяется со своими знакомыми из прошлого, она видит пренебрежение и апатичное отношение детей к их усталым и ослабевшим родителям, чье одинокое существование не менее печально и пусто, чем ее собственное. Строгие социальные ограничения в Корее начинают меняться, а вместе с ними теряется традиция быть обязанным своей семье, тем, кто отдал всё за благосостояние страны.

Следствием быстрого развития Южной Кореи и становления высококонкурентного общества стал тот факт, что у молодых людей едва хватает средств на себя, не говоря уже о родителях. Поэтому стариков часто оставляют на произвол судьбы, предоставляя заботиться о себе самим. В случае с Со Ён, хотя у нее и не было возможности завести семью, она находит понимание в общении с такими же брошенными соседями или друзьями, которые могут разделить с ней общее чувство одиночества. Эти люди заменяют женщине родню, но она продолжает частенько предаваться воспоминаниям и тайнам из своей прошлой жизни. Например, Со Ён рассказывает о времени, проведенном в качестве любовницы американского солдата, и о трудном решении отдать собственного ребенка на усыновление.

По мере того, как история жизни главной героини все более раскрывается зрителю, ее судьба меняется: в жизни женщины появляется мальчик Мин Хо (Чо Хён Джун) по прозвищу «Капино» (так «клеймили» детей филиппинок, которых обманывали корейские мужчины. Матери-одиночки, в свою очередь, бросали своих детей на произвол судьбы, не желая связывать с ними свои жизни). Вместе со своей трансгендерной «старшей» Тиной (Ан А Су) и соседом-инвалидом До Хуном (Юн Ге Сан) Со Ён пытается примириться с нынешним статусом изгоя в современном обществе. Вчетвером они создают подобие суррогатной семьи для сироты, чтобы помочь друг другу пережить боль и одиночество. Со Ён постепенно смиряется со своей жизнью и даже перестает желать что-либо изменить, но внезапно ее размеренный ритм нарушает несчастье – она узнает, что заражена инфекцией, передающейся половым путем.

Мрачной правдой является то, что «вакханки», очевидно, не просто разгуливают по Чонногу с энергетиками для привлечения клиентов. Они носят с собой лекарство алпростадил, которое вкалывают партнерам для более продолжительного и успешного процесса. Только вот игла не меняется на новую после очередного клиента. Исследования 2016 года показали, что более 40% пожилых мужчин страдают болезнями, передающимися половым путем, некоторые из которых ведут к преждевременной смерти. Как только Со Ён сама сталкивается с недугом и не может больше зарабатывать деньги, она впадает в отчаяние. Внезапно женщину находит знакомый из прошлого, который дает ей надежду на спасение из ужасной ситуации.

Стоя на жизненному перепутье, без стабильного дохода и в надеждах удержать остатки своего здоровья, Со Ён неожиданно оказывается перед дилеммой между смертью и дальнейшим безрадостным существованием. Повествование уводит зрителя дальше, фокусируясь на нескольких прошлых клиентах женщины, которые просят ее помочь им добровольно уйти из жизни. Это и богатый бизнесмен, прикованный к постели, и друг, быстро теряющий память из-за деменции (приобретенное слабоумие), и недавно овдовевший компаньон Со Ён — Дже У (Чон Му Сон). Все трое ищут смерти на своих собственных условиях. Друзья, пришедшие к главной героине с просьбой о столь сомнительной помощи — лишь некоторые из 65% стариков, живущих за чертой бедности в Южной Корее; те, кто подвержен сильнейшей депрессии и общественной изоляции.

Пока Со Ён обдумывает их пугающие просьбы «ассистировать» эвтаназии (добровольный медикаментозный уход из жизни), она начинает осознавать безвыходность собственных проблем, которые накапливаются с возрастом, — всю боль, одиночество и сожаления, оставшиеся позади. Когда женщина откликается на мольбу о помощи, это дает толчок к собственным размышлениям Со Ён о том, какой будет ее смерть, особенно сейчас, когда она так близка к краю пропасти. Будет ли это величественной драмой? Или окажется всего лишь трагичной кончиной, логичным исходом того пути, который она сама избрала? Однако, Со Ён не одна стоит перед столь ужасным выбором, множество корейских стариков не раз представляли собственную смерть, более того, мучительно желали ее сильнее всего на свете. Потому что «после» ничто не заставит их собирать мусор на улицах за деньги или рыскать по старому парку в поисках мужчины, которому можно «продать энергетик».

«The Bacchus Lady» — это и кинематографическая лента, и протест в адрес одной из острейших социальных проблем Кореи, подталкивающий зрителя поразмыслить над вопросами старения и смерти. Фильм заставляет разделить боль тех, кого общество нередко отвергает, при этом создавая видимость принятия их как своей части. Это и трудности, с которыми сталкивается большинство корейских стариков, и вынужденная неопределенность ради эфемерного будущего. Пока государство закрывает глаза на буйство эпидемии, бросая все средства на более неотложные вопросы, и пока в Корее снижается показатель рождаемости и возрастает уровень безработицы среди молодежи, старшему поколению приходится браться за любую работу, чтобы выжить. Большинство стариков будет собирать макулатуру и картон по улицам, продавать еду в супермаркетах, а многие корейские женщины, согнувшись под гнетом отчаяния и голода, станут «вакханками», называющими Чонногу своей «рабочей зоной».

Режиссер Е Дже Ён использовал свой талант сценариста и продюсера, чтобы рассказать об одной из главных социальных дилемм, которую мейнстримные новости СМИ задвигают на задний план ежедневно. Фильм наполнен превосходными и живыми героями, однако, они вряд ли будут интересны корейской публике, с энтузиазмом посещающей легкие комедии в кинотеатрах. Главная героиня Со Ён и ее путешествие в мир «вакханок» отражает сотни таких же судеб реальных женщин Южной Кореи.

И пока правительство страны, медленно и неохотно, разрабатывает улучшение пенсионной реформы для стареющего населения, пожилые люди могут лишь ждать. Предполагается, что к 2060 году 90% жителей страны старше 64 лет будут полностью зависимы от пенсии. А пока корейские пожилые женщины будут складывать энергетики в свои сумочки и гулять по старому парку Чонногу в поисках мужчин, которые ждут их.

gunyasha © YesAsia.ru

  • Sawara

    Нужно посмотреть… обязательно.!!!

  • Iteki

    Мда. Печально всё это.
    Режиссёр молодец, осветил тему, которую игнорируют мейнстримные СМИ. Может быть общество обратит внимание на эту проблему и положение дел улучшится.
    Статистика пугающая: «По данным социологов, 50% корейцев старше­ 65 лет испытывают финансовые трудности. Всё это приводит к таким печальным последствиям, как рост преступности среди пожилого населения и увеличение числа бездомных пожилых. Около 30% всех суицидов в Корее совершаются пожилыми людьми, находящимися в отчаянии из-за бедности.»

  • •°Ириска ROVIXа°•

    Обзтельно посмотрю… 😓

  • Via

    Заинтересовало, надо посмотреть )

  • Viktoriya Zaletaeva

    Обязательно посмотрю..

  • т атьяна спирина

    Одна из сторон красивой жизни в Корее о которой нигде не пишут и не показывают . Это для тех дурочек , которые насмотревшись дорам , кричат «хочу жить в Корее «.Везде хорошо где нас нет.

  • Bloodalisa

    Обязательно посмотрю этот фильм. А ведь в реальности так оно и есть, наши старики живут лучше , чем в Корее.

    • muse361991

      Не думаю, что лучше, все зависит от финансового состояния, старики, инвалиды, брошенные дети в нищите, это везде очень тяжёлая тема.

      От одного описания, стало очень грустно, но в тоже время захотелось посмотреть фильм.

      • Bloodalisa

        В среднем сумма пенсии в Юж.Корее составляет 250.000 вон (примерно 15.000 руб.), что для уровня жизни Кореи крайне мало, и это при условии достижения 61 года и отчислений в пенсионный фонд в течении 10 лет. 400.000 вон( примерно 24.000 руб) получают немногие, лишь с высоким уровнем зарплаты примерно 200.000р в месяц и соответственно в 2 раза больших отчислений в пенсионный фонд.
        А самое печальное, что старики предоставлены сами себе, молодое поколение увы ими не занимается. А ведь они заслужили достойную старость, им же не так много надо, внимание и забота им нужны больше денег.

        • muse361991

          Ясно ((( это очень сильно отличается от того, что показывают в кино, особое уважение к старшим и почитание (это как я понимаю тоже конечно есть, но нет так распространено)

          • Bloodalisa

            Их уважают и почитают, но не ухаживают и финансово не содержат

            • muse361991

              Аа, теперь стало понятно