Каково это – работать с Хаяо Миядзаки? Давайте заглянем “за кулисы”

12
1696
ИСТОЧНИКjapantimes.co.jp

Каково это - работать с Хаяо Миядзаки? Давайте заглянем "за кулисы"

«Мальчик и птица» знаменует возвращение Хаяо Миядзаки после выхода на пенсию.

Новостям об уходе Хаяо Миядзаки никогда нельзя верить. Неоднократные заявления японского мастера анимации о том, что он откажется от кинопроизводства, являются следствием его напряженной работы, которая влечет за собой создание каждой из его в основном нарисованных от руки вселенных. По крайней мере, так считает Тосио Судзуки, основатель студии Гибли и правая рука Миядзаки на протяжении последних 40 лет.

Смотрите также: Ли Дон Ук: “На съемках Им Су Джон часто витает в облаках”

Каково это - работать с Хаяо Миядзаки? Давайте заглянем "за кулисы"

«Каждый раз, когда Миядзаки заканчивает картину, он настолько изнурён, что не может думать о следующем проекте», — объяснил Судзуки. «Он расходует себя физически и морально. Ему нужно время, чтобы очистить разум, восполнить энергию и подготовить чистый холст для новых идей».

Спустя десятилетие после того, как «Ветер крепчает» 2013 года был объявлен последним фильмом Миядзаки, новый полнометражный фильм 82-летнего автора «Мальчик и птица» выходит в прокат в США после большого успеха в Японии летом. где его премьера состоялась без какой-либо рекламы. Хотя режиссёр не давал интервью о «Мальчике и птице», 75-летний Судзуки, который также является опытным продюсером, и 72-летний Джо Хисаиси, давний композитор фильмов Миядзаки, описали в отдельных видеоинтервью процесс работы мастера и то, как их сотрудничество развивалось — или нет — с годами.

Судзуки поделился, что новый проект — самый личный для Миядзаки. «Мальчик и птица» основан на детстве Хаяо Миядзаки, источнике вдохновения, которому режиссёр поначалу сопротивлялся. Действие фильма происходит в последние дни Второй мировой войны. История рассказывает об 11-летнем Махито, который, потеряв свою мать в пожаре, переезжает в сельскую местность, где его манит волшебное царство. «В начале этого проекта Миядзаки подошел ко мне и спросил: “Это будет моя история, ничего?” Я просто кивнул», — вспомнил Судзуки.

По словам Судзуки, долгое время Миядзаки беспокоился, что, если он снимет фильм о юноше, то продолжит черпать вдохновение из собственного детства, что, по мнению самого автора, не могло бы создать интересное повествование. Когда Миядзаки стал взрослым, у него были сложности в общении с людьми, поэтому он выражал себя, рисуя картинки. «Я заметил, что он включил много юмористических моментов, чтобы скрыть, что главный герой очень чувствителен и пессимистичен», — сказал Судзуки.

Каково это - работать с Хаяо Миядзаки? Давайте заглянем "за кулисы"

Если Миядзаки — мальчик Махито, добавил Судзуки, то он в этой истории — цапля, озорное летающее существо, которое заставляет юного героя продолжать путь. Режиссёр Исао Такахата, третий мушкетёр-основатель студии Гибли, умерший в 2018 году, представлен в картине Дедушкой, мудрым и закалённым персонажем, контролирующим фантастический мир, в который отправляется Махито.

Судзуки встретил Миядзаки в конце 1970-х годов, когда аниматор работал над своим первым полнометражным фильмом «Люпен III: Замок Калиостро». В то время Судзуки был журналистом и надеялся взять у него интервью. Но Миядзаки работал над раскадровкой и проигнорировал его. «Я подумал, что было бы неплохо представить его работы моим читателям, и из-за того, что он был очень капризным и неуважительным, я сильно разозлился», — поделился Судзуки.

Он провёл в студии ещё два дня. На третий день Миядзаки спросил, знает ли он термин, обозначающий машину, обгоняющую другую во время погони. Ответ Судзуки, специфическое японское выражение таких действий, наконец, растопил лёд и положил начало их долгосрочным отношениям.

«Миядзаки тоже до сих пор помнит ту первую встречу, — сказал Судзуки. — Он думал, что мне нельзя доверять. И именно поэтому был очень осторожен в беседе со мной».

С годами Судзуки становился всё более незаменимым для Миядзаки. «Он всегда говорит мне: “Судзуки-сан, ты можешь запомнить важные для меня вещи?” А потом он может спокойно забыть о важных вещах, не касающихся его фильмов. Я буду помнить их для него», – поделился Судзуки.

Лучшие друзья, а не просто коллеги, Миядзаки и Судзуки общаются каждый день, даже если нет ничего срочного для обсуждения, и берут за правило встречаться лично по понедельникам и четвергам.

«В большинстве случаев мы говорим о самых простых вещах. Думаю, он чувствует себя одиноким или скучает по мне, поэтому всегда первым звонит мне. Я никогда не звоню ему», — сказал Судзуки, добавив со смехом: «Иногда он даже звонит посреди ночи, примерно в три часа, и первое, что он говорит: “Ты не спал?” Очевидно же, что спал. Я в кровати!»

Хисаиси, композитор, который впервые работал с Миядзаки над фильмом 1984 года «Навсикая из Долины Ветров», напротив, поддерживает с ним строго профессиональные отношения.

«Мы не видимся наедине, не едим и не выпиваем вместе. Мы встречаемся только для обсуждения рабочих вопросов», – рассказал Хисаиси. Именно эта эмоциональная дистанция, добавил он, сделала их сотрудничество над 11 фильмами таким творчески плодотворным.

«Люди думают, что если вы знаете характер человека, то у вас могут быть хорошие рабочие отношения, но это не обязательно так», — поделился композитор. — «Для меня самое важное — писать музыку. Самое главное в жизни для Миядзаки — рисовать. Мы оба сосредоточены на самых важных вещах в нашей жизни».

В «Мальчике и птице» Миядзаки не дал Хисаиси никаких инструкций. Композитор посмотрел фильм только, когда он был почти закончен, но без звука и диалогов. Миядзаки тогда сказал Хисаиси: «Я просто оставляю это на твоё видение».

«Я чувствую, что он думал, что может положиться на меня, и ожидал, что я что-нибудь создам», — сказал Хисаиси. — «Я чувствую, что мне очень доверяли выполнить эту работу».

Что касается их предыдущих совместных работ, Миядзаки приглашал Хисаиси для обсуждения, как только были готовы три из четырех или пяти частей раскадровки нового фильма. То, что на этот раз процесс изменился, стало возможным только благодаря их общей истории.

«Это как, если бы мы были олимпийскими спортсменами, снимавшими фильм раз в четыре года в течение 40 лет», — поделился Хисаиси. — «Это было долгое время тренировок и выступлений. Оглядываясь назад, я поражаюсь, что смог написать музыку для таких совершенно разных фильмов».

В своих современных классических работах Хисаиси работал над минималистическими композициями с повторяющимися узорами и применил этот подход в новом фильме.

Хотя он утверждает, что они всего лишь коллеги, каждый январь в течение последних 15 лет Хисаиси сочинял небольшую мелодию, записывал её на фортепиано и отправлял Миядзаки в качестве подарка на день рождения. Эта традиция теперь стала его талисманом.

«Примерно через три года я подумал: “Наверное, я исчерпал себя”», — вспоминал Хисаиси. — «В следующем году я ничего ему не отправил. Весь тот год я не мог хорошо работать. Это было своего рода сглазом, поэтому я снова начал присылать ему музыку на день рождения», — добавил он со смехом.

И Хисаиси, и Судзуки сказали, что их взаимодействие с Миядзаки не сильно изменилось за десятилетия. На вопрос, почему их глубокая связь с Миядзаки сохраняется так долго, Судзуки ответил: «Я не то, чтобы согласен, но однажды он сказал, что никогда не встречал человека, настолько похожего на него, что я последний такой человек, которого он встретит по жизни».

© Anjali

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи на YesAsia переводятся из новостных сайтов, указанных в разделе "Источник". Если у вас есть предложения по дополнению или изменению новости, пожалуйста, напишите нам на [email protected]
Фото аватара
Привет! Я Анжелла (Anjali), автор на YesAsia и оператор КЦ. Живу в России и мечтаю о Корее. Мои интересы лежат в области японской культуры, особенно увлекают дорамы и музыка. Среди фаворитов выделяю B.A.P и One Ok Rock. Публикую материалы вдохновенно и по настроению, готова к новым идеям и возможностям в написании авторских статей.
Новости YesAsia.ru на Google News